
Просрочка по потребительским кредитам: в России показатель вдвое больше, чем в Казахстане. В чем причина?
Объём потребительских кредитов населения в Казахстане увеличивается соответственно росту и развитию рынка. Это естественная тенденция в рамках рыночной экономики. Недавно мы писали, что долговая нагрузка в РК находится на низком уровне и не бьёт по карманам населения.
Чтобы лучше понять реальные масштабы проникновения потребительского кредитования, стоит сделать сравнительный анализ с другими странами. Для примера возьмём кейс соседней России и сравним ситуацию.
По итогам 2024 года объём кредитов населения Казахстана составил 20,7 трлн тг. Из них на кредиты на потребительские цели граждан пришлось 13,8 трлн тг, или 38,3% от общей суммы всех кредитов экономике со стороны банковского сектора (36 трлн тг).
Для сравнения: в России по итогам того же года займы населению составили 23,5 трлн руб. (около 117,5 трлн тг). На необеспеченные потребительские кредиты пришлось 14,1 трлн рублей (около 70,5 трлн тг). Таким образом, объём потребительского кредитования в РФ более чем в 5 раз превышает показатель в РК. Однако, учитывая масштабы экономик, необъективно сравнивать абсолютные значения, так что их мы привели просто для полноты картины.
Теперь рассмотрим уровень долговой нагрузки населения в каждой из двух стран, а также динамику этого показателя. Возьмём общепринятую величину: отношение задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, к ВВП. Так вот, по последним данным за 2023 год, в Казахстане доля кредитов населения от ВВП составила 14%, в то время как в России этот показатель достиг 19,4% — на 5,4 п. п. больше, чем в РК.
Кроме того, если рассматривать динамику роста, и тут Казахстан отстаёт. Так, за год доля кредитов населения от ВВП в РК увеличилась на 1,3 п. п., а в РФ — на 2,1 п. п. Таким образом, в России долговая нагрузка не только в целом существенно выше, но и растёт в более быстром темпе.