Политолог Марат Шибутов поделился мнением о развитии платформенной занятости в Казахстане: “У нас с каждым годом все бол…
1 минута чтение

Политолог Марат Шибутов поделился мнением о развитии платформенной занятости в Казахстане: “У нас с каждым годом все бол…

Политолог Марат Шибутов поделился мнением о развитии платформенной занятости в Казахстане: “У нас с каждым годом все больше людей, которые работают с платформенной занятостью, то есть через приложения. Самое известное – это такси и курьеры, но на самом деле огромное количество услуг осуществляется через разные платформы от строительства до маникюра. На мой взгляд, там работают уже сотни тысяч человек, по некоторым оценкам число достигает до 1,5 млн человек”, — пишет политолог. В 2023 году К-Ж Токаев поручил цифровым платформам легализовать тех, кто работает через них — водителей, курьеров и других. Постепенно этот процесс движется. Уже завершена интеграция с государственными системами у трех платформ: «Яндекс.Такси», inDrive и Top.kz. Также начата интеграция с десятью другими: Qwork, Airba Fresh, ApartX, Wolt, Jumis Go, Easytap, Uvu, Choco Food, Arbuz.kz и Glovo. «Но надо отметить, что из почти 90 тысяч зарегистрированных и легализовавшихся как индивидуальные предприниматели на платформах граждан, 85 тысяч водители «Яндекс.Такси». Всего несколько тысяч зарегистрировалось на inDrive», — М.Шибутов. Что делают платформы в качестве налоговых агентов: 1. Производят учет всех поступлений 2. Рассчитывают сумму подоходного налога 3. Рассчитывают сумму обязательного медицинского страхования, социальных и пенсионных отчислений. 4. Уплачивают все необходимые суммы Если смотреть на цифры Яндекса, то только за первую половину 2025 года получилось 3 миллиарда отчислений в бюджет. «Я думаю, правительству надо учесть этот положительный опыт и распространить его на все остальные платформы. Платить налоги и отчисления должно быть быстро и удобно, а не муторно и затратно. Плюс надо понимать, что когда у тебя 13 налоговых агентов, которые делают все за 1,3 миллиона человек, это намного проще контролировать и администрировать со стороны Минфина. P.S. Арсену Томскому, наверное, надо вместо громких пиар-инициатив по экологии и прочему, наверное лучше заняться своими прямыми обязанностями и легализовать своих водителей. Все же это будет полезней», — подчеркнул эксперт.